Что такое каратэ?
Время не тратъ даром — молод ты или стар,
Учись ударом отвечать на удар.
Пусть крепче булатной стали будет твоя рука,
Чтобы зря враги уповали на мощь стального клинка!
Из трактата по Окинава-тэ, XVIII в.

    Современное японское каратэ в действительности пришло с Окинавы, крупнейшего острова архипелага Рюкю, лежащего на перекрёстках торговых путей, в 500 км от Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южнокитайского побережья.
    Немало беженцев из Японии, Китая и Кореи искали на островах Рюкю спасения от политических преследований. В XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в последнем сражении при Данноура (совр. Симоно-сэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву и таким образом познакомили местных жителей с военным искусством. Первый король Рюкю, Сюнтэн (XIII в.) уделял большое внимание военному делу. При нём активно строились замки и крепости, росли поместья, шло обучение солдат. Население Окинавы, этнически тяготеющее к японцам и говорящее на диалекте Рюкю японского языка, в течение многих веков отстаивало независимость своего маленького государства, но в 1372 г. король Рюкю Сацудо признал вассальную зависимость от Китая. Минский император направил на Окинаву полномочного посланника с большим штатом. Со временем гражданский посланник был заменён военным. Сразу после подписания акта 1372 г. в Наху, столицу острова, прибыла специальная миссия из китайских колонистов, имевших задание распространять среди местного населения знаний по различным ремеслам. С 1392 г. китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем в городах Сюри и Томари. Хотя китайская община, держалась особняком, именно из неё стали просачиваться в народ сведения о кэмпо.
    Большинство терминов современного каратэ происходят от старокитайских.
    Безусловно, не стоит переоценивать и роль Китая в деле насаждения кэмпо, ибо с XIV в. окинавское каратэ развивалось своим путём и создало много новых, оригинальных форм, стилей, направлений. К сожалению, письменные источники не донесли конкретных сведений о становлении окинавского каратэ до XVIII в. Известно лишь, что оно существовало.
    В 1429 г. король Сё Ха-си окончательно объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хоку-сан (Северная гора), Нан-дзан (Южная гора) и Тю-дзан (Срединная гора). Желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, Ха-си ввёл запрет на ношение оружия (кин-бу) для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался совершенно беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, которых немало скрывалось в лесистых горах острова. Эти меры вынудили многих крестьян искать спасения в кэмпо, чтобы противопоставить оружию силу воли, твердость духа и стальную бронь тренированных мышц.
    Начало XVII в. принесло народу Окинавы суровые испытания. После того как королевство Рюкю отказалось поддержать военные авантюры Тоётоми Хидэёси в Корее (1592 и 1597—1598), Япония получила формальный предлог для вторжения на архипелаг. С установлением централизованного правления сёгуната Токугава участь маленького королевства была решена. Операцию осуществили три тысячи самураев клана Симадзу на ста кораблях. Безоружные жители острова почти не сопротивлялись, а небольшой отряд солдат из гарнизона Нахи под предводительством Ся Мэя был усмирён огнём японских мушкетов. Окинава превратилась в протекторат Японской империи; население было обложено поборами и подверглось жестокой дискриминации.
    Сопротивляться хорошо вооруженной армии голыми руками крестьянам было не под силу, но для того чтобы дать организованный отпор нескольким оголтелым насильникам, достаточно было двух-трех мастеров кэмпо. Население Окинавы начало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны в деревнях и сёлах. Однако центрами распространения кэмпо всё же были крупнейшие города.
    Кэмпо на островах Рюкю в ту пору называлось просто Окинава-тэ (тэ по-японски «рука»), то есть «окинавский рукопашный бой» или то-тэ («волшебная рука»). На самой же Окинаве стили тэ различались соответственно по городам. В течение всего XVII столетия школы тэ действовали в глубоком подполье. Все ученики давали клятву на крови о сохранении тайны.
    Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, искушёнными во всех премудростях своего ремесла, шанс на победу был невелик, и этот шанс нужно было вырвать любой ценой. Тогда-то и появился на свет лозунг «одним ударом — наповал» (иккэн — хиссацу). Годы упорных тренировок превращали руки и ноги в оружие страшной разрушительной силы. Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука.
    В основном использовались старые китайские рецепты, хотя к ним было добавлено много нового. Так, укрепляя пальцы, ученик насыпал ведро фасоли и начинал методично по нескольку тысяч раз в день тыкать в это ведро сомкнутыми и разомкнутыми пальцами, пока из-под ногтей не брызгала кровь. Он должен был продолжать упражнения, невзирая на боль, в течение недель и месяцев, пока кончики пальцев не утрачивали чувствительность и не превращались в «рога». Одновременно следовало увеличивать силу удара, чтобы в конце концов «протыкать» всю массу фасоли до дна. Точно такая же процедура повторялась последовательно с песком, мелкой галькой, гравием, а иногда еще и со свинцовыми шариками. После нескольких лет усердных тренировок не стоило большого труда ударом «рука-копье» (кан-сю) пробить конское брюхо или бычий бок и вынуть внутренности.
    Кулак закалялся вначале на простой макиваре — плотно перевитом снопе соломы окинавского изобретения. Макивара крепилась к амортизирующему шесту или доске и служила для отработки точности ударов, но также и для набивки рук и ног. От соломы снова переходили к фасоли, затем к песку, гальке, гравию и далее к раскаленному железу. Рекомендовалось также поочередно макать кулаки в кипяток и ледяную воду. На лоне природы естественной макиварой служили молодые деревья, пружинящие при ударе. Примерно такой же закалке подвергались и ноги, а отчасти и голова. Данные последних лет свидетельствуют, что сила удара ноги — свыше 1 тонны. Возможно, старые мастера, посвящавшие тренировкам всю жизнь, добивались и большего. Закалка конечностей служила одновременно для постановки правильного, чёткого и концентрированного удара. Отсюда берёт начало и укоренившаяся в цюанъ-шу и в современном каратэ практика тамэси-вари — проб на разбивание твердых предметов. Известно, что в середине XVIII в. некий Сакугава из Аката, проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюанъ-шу, а также бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-но Сакугава. То был первый случай употребления в названии школы слова каратэ. Однако ещё с конца XVI в. предания донесли имя непобедимого бойца Яра из деревни Тятан. Сын деревенского старосты Яра подростком был отправлен в Китай, где усердно изучал цюанъ-шу (школы «внутреннего направления» Син-и и систему ци-гун). По возвращении на Окинаву он открыл в родном селенье небольшую школу тэ и оставил в наследство потомкам чрезвычайно эффективные комплексы упражнений с посохом и трезубцем — Тятан Яра бо-ката и Тятан Яра сай-ката.
    До XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: кара буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется и в расширительном смысле — для передачи понятия «Великий Китай», и тэ — «рука». Слово тэ и раньше использовалось в значении «рукопашный бой».Есть и другая версия. В IV в. японцы завоевали крайний юг Корейского полуострова, где образовался небольшой доминион Мимана (феодальное княжество Карак), впоследствии поглощённый крупными государствами Пэкче и Силла. Название Карак и позже, после, исчезновения княжества, часто прилагалось к самой Корее и корейским товарам, которые проникали на Японские острова в изобилии и очень ценились. Считается, что слово кара, напоминающее по звучанию Карак, может быть связано с какой-то разновидностью корейского кэмпо. Но ошибочность подобного заключения очевидна. Во-первых, прилагательное карак вышло из обихода не позднее VII—VIII вв., когда в Японии вообще не существовало ни самурайства, ни классических бу-дзюцу. Во-вторых, сами японцы до прошлого столетия понятия не имели о слове каратэ, ибо оно зародилось на Окинаве, а ранняя история Окинавы имеет мало общего с историей Японии. Итак, кара означало «Китай». Кто же, заменил старый иероглиф кара на новый — впрочем, весьма удачный — со значением «пустота», а также «небо»? Если вспомнить буддийский тезис о слиянии с Великой Пустотой, мы поймём, что автор нового термина каратэ выбрал оптимальный вариант. Этим автором был отец современного спортивного каратэ Фунакоси Гитин, который писал в своих «Наставлениях по каратэ».
    «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом кара („Китай"). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф „ Китай ". А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый — „пустота"». Заодно тем же путем были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров.
    Тем не менее, корни окинавского каратэ явно уходят в толщу континентального кэмпо Китая.


Ковры из турции, москва каталог ковров от 6000 рублей на ресурсе 5000kovrov.ru. . http://www.dvery-premium.ru/ решетки на окна каталог металлических оконных.